Бить или не быть?

— Вы же предприниматель! Женщины-предприниматели они такие… ну, боевые! А вы какая-то… добрая…

Молодая девушка-дознаватель едва подбирает слова от возмущения. Кажется, я её здорово разочаровала.

Я сижу в районном ОВД. Подруга в контакте попросила денег в долг, и я перевела ей пять тысяч. Потом выяснилось, что её страницу взломали, и мои деньги ушли злоумышленникам. Я решила воспользоваться своим гражданским правом и заявить о преступлении. Побочным эффектом от подачи заявления оказалось решение дознавателя о моей профессиональной непригодности.

Почему девушка в погонах так себя ведёт? Потому что а) её не научили уважать чужие личные границы и б) потому что для неё существует только одна модель ведения бизнеса — маскулинная. И «добрая» женщина не может быть предпринимателем.

Сила есть, ума не надо

Чтобы понять, почему так происходит, нужно изучить систему, на которой построено общество. В России это патриархат. Быть мужчиной сегодня всё ещё «престижнее», чем быть женщиной. Поэтому общество обязывает мужчин постоянно демонстрировать право на престиж — маскулинность. Как обязывает? Поощряет наличие и осуждает отсутствие. Демонстрацию маскулинности мы видим каждый день на дорогах, где водители обгоняют, подрезают, «учат» и «наказывают» друг друга в попытках показать, кто здесь папка. Со стороны смотрится бессмысленно, однако, в патриархальной системе только это и имеет смысл.

А бизнес? Бизнес пришёл к нам в 90-х. До 90-х российский обыватель не был знаком с понятиями «маркетинг», «инвестиции», «бренд», «кредит» и пр. Оказание услуг было на таком чудовищно низком уровне, что мы спустя 20 лет всё ещё не можем избавиться от хамства в сфере обслуживания.

Бить или не быть?
Успешные люди 90-х

Образ бизнесмена 90-х содержит 146% маскулинности. Это бескомпромиссный полукриминальный лидер, который захватывает ресурсы и пробивает себе дорогу грубой силой. Образ настолько сильно отпечатался в российском менталитете, что люди 1995 года рождения всё ещё ориентируются на него. Бизнес принадлежит сильным. Мужчинам. И уж если женщина появилась на этой территории, значит, она демонстрировала маскулинную модель поведения. Вышибала двери с ноги и лихо сплёвывала сквозь прореху в улыбке. «Мужичка», «мужебаба», «баба-гром».

Хочешь жить — «УМ»ей!

Не то, чтобы мне были обидны все эти ярлыки. Тем более, у меня нет цели им соответствовать. Если мы отойдём от шаблонов и посмотрим по сторонам, то увидим интересные вещи. Правда состоит в том, что сегодня лучше работает не маскулинная, а внегендерная система ведения бизнеса. Сегодня нужно быть гибким: ловить потребности и уметь договариваться. Где надо нажать, где надо — ослабить. Сегодняшний капитал — это не прокачанные мышцы, а прокачанные мозги.

Бить или не быть?

Посмотрите на успешных людей современности. Вот долларовые миллиардеры, которые построили бизнес-империи с нуля: Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Павел Дуров, Илон Маск. Разве это маскулинные самцы? Нет, это «ботаны», которые придумали инновационные продукты. Сегодня для того, чтобы зарабатывать деньги, не нужно быть бандитом с большой дороги. И писька определённой формы тоже не нужна. Нужны амбиции, смелость и профессионализм.

Что предпринять женщинам?

Само-собой, открытые возможности для женской профессиональной реализации не отменяют критики и не отменяют конкуренции. Случается, что женщине ставят палки в колёса только потому, что она женщина. И в такой ситуации нужно брать всё, что можно и ждать удобного момента для роста. Вернуться на кухню мы всегда успеем.

Современные успешные женщины чаще ориентированы на индустрию красоты и моды, чем на традиционно «мужские» виды бизнеса. Но это только начало: когда-то та же бухгалтерия считалась исключительно мужской профессией. Постепенно на ролях вице-президентов банков и директоров филиалов женщина утверждает своё право на рынок. На просторах России женщины работают программистами, инженерами, механиками, дальнобойщицами, женщины участвуют в традиционно-мужских видах спорта: в боевых искусствах, автогонках и силовых дисциплинах. Всё меньше остаётся нетронутого «мужского». Мы живём в эпоху формирования новой иерархии, которая основана не на письках, а на способностях.

А кто для вас — предприниматель?

Войти с помощью: 
avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписка  
Присылать на почту